Глаза боятся, а руки делают.

Все чаще при переездах владельцы перемещают станки своими силами. Это нормально. В интернете много видеороликов о том, как проводить такелажные работы, разгружать и перемещать станки. Такелажное оборудование  можно купить, опыт со временем тоже приходит.  Но на некоторые станки  у владельцев рука все-таки не поднимается. И дело тут не в размерах и не в тоннах. Все вроде бы понятно – приподнял и потянул…  А все равно страшно, упасть может.

Все дело в расположении центра тяжести. Когда он низко – работать можно спокойно. Как бы груз не наклоняли, какие бы ямы по дороге нас не встретили – станок не перевернется. Даже если соскользнет с домкрата или тележки – просто станет на пол, только с грохотом. У всех бывало, дело то житейское!

Но есть станки с высоко  расположенным центром тяжести. Это всевозможные прессы, штампы, это гильотины и ножницы всех видов с обязательными маховиками в верхней части. К подобным устройствам нужно относиться с уважением, потому что они ошибок не прощают. Как только центр тяжести пресса, к примеру, выходит за площадь его основания – груз приходит в состояние неустойчивого равновесия и может упасть на бочок. И поднять его в рабочее положение будет очень сложно, если вообще возможно.

Именно такой груз встретил нас в этот раз. Пресс имел основание 1.5м. на 1.5м., высоту 4 м. и вес 12 т. Кран поставил крепыша прямо перед воротами цеха. При въезде в цех небольшой подъем, в воротах канава с высоковольтным  кабелем. Все, как мы любим.

Владельцы были людьми понимающими, они сложность задачи осознавали и всячески нам содействовали. По высоте груз в ворота не проходил, поэтому с верхней части пресса был демонтирован двигатель. Так мы получили зазор по высоте. Могучим металлопрокатом была переложена канава с кабелем  – мы могли ехать.

И мы поехали. Все, как обычно – те же рожи, те же инструменты. Подняли домкратами, поставили на тележки, под тележки подложили стальные листы.  И поехали. Только медленно- медленно.

 Когда под колесо тележки попадал мелкий гравий или камешки — колесо крушило их в порошок. Когда на неровностях дороги груз становился на три тележки, а четвертая зависала в воздухе – четырехметровая махина медленно покачивалась из стороны в сторону и рабочие в цеху на время прекращали работать.

Страсти закончились, когда мы въехали в цех. Для пресса в уровень с основным полом была залита бетонная подушка. Развернувшись на ходу на 180 градусов, крепыш занял предписанное ему место. Под «лапки» из резины были изготовлены подкладки, на них после проверки уровня пресс и был установлен.

Владельцы работой остались довольны. Все остальные станки были завезены ими самостоятельно, опыт такелажных работ чувствовался невооруженным глазом. Никто не выражал шумного восхищения, никто не поздравлял с успешным окончанием работ – просто пожали руку и сказали спасибо. А для понимающих людей это и есть наилучшая похвала.